thesnowbody (thesnowbody) wrote,
thesnowbody
thesnowbody

Categories:

Обзор настольной игры "K2"

В прошлом сообщении был озвучен вопрос касательно "K2", что мол оценка слишком высокая и "за все уплочено". Бред, конечно, но чтобы расставить все на свои места и мотивировать свои выводы напишу-ка я полноценный обзор игры. Однако стоит понимать, что вопрос "идеальной игры", это скорее философская категория, т.е. трындеж на пустом месте. У каждого игромана такая игра имеет свои критерии, которые, скорее всего, со временем пересматриваются даже в рамках отдельно взятого индивида. Поэтому попытаемся оценить K2 в соответствии основным требованием, предъявляемым рынком современной тематической настольной евроигре. А тут, как ни крути, приключение про покорении Чогори выглядит идеальным представителем жанра. Здесь есть место для планирования, умеренное влияние счастливого случая и приятные качественные компоненты. А также небольшая гносеологическая функция: играя с детьми вы можете рассказать им об альпинизме, поведать историю открытия и покорения горы.


Настольная ига K2. Иллюстрация обложки коробки с игрой

Для тех, кто не в курсе, вкратце рассказываю: название игры происходит от самого северного 8000-и тысячника, второго в мире по высоте и самого опасного по сложности восхождения. Речь идет об одном из пиков Карокорума, горе Чогори, или в соответствии с топографическим классификатором K2. Гора имеет дурную славу, т.к. по статистики на ее склонах погибло около 25% альпинистов, но это не останавливает отчаянных искателей приключений, желающих отморозить свое мягкое место или какую еще часть тела. Никто не смог побывать на ее вершине зимой и лишь два раза в год пускает она дерзнувших в свои ледяные объятия. И вот в 2010 году польский игровой дизайнер Adam Kałuża, посвятивший большую часть своей жизни горам и альпинизму, создает настольную игру "K2", в которой имитирует 18-и дневное восхождение на гору-мечту, как называют ее сами альпинисты. Согласитесь, тот факт что игра об альпинизме создана альпинистом, уже сам по себе привлекает внимание. Причем уверяю вас, автор подошел к вопросу со свей ответственность, вложив в нее огромный труд и часть свой души.



Альпинистское снаряжение


Все компоненты игры выполнены в классическом европейском ключе, то есть из дерева и бумаги. Причем относительно небольшая коробочка содержит их достаточно много. Естественно, треть коробки по-прежнему занимает воздух, но это не 80-90% как у многих выходящих на сегодняшний день проектов. В коробке размером 25x24x4см помимо красивого игрового поля вы найдете пять полноценных игровых наборов, каждый состоит из четырех деревянных миплов альпинистов с двумя личными палатками, счетчика акклиматизации и 18-и игровых карт. Причем миплы, как и палатки, попарно выполнены в уникальной форме. Логично предположить, что это парень и девушка. Хотя напрямую об этом нигде не говорится, а половые признаки отсутствуют (еще бы, игра то семейная). Если быть более точным, то в локализации от IGAMES вы найдете:



  • Двустороннее игровое поле

  • 20 Деревянных альпинистов: 5 комплектов по 4 штуки (2 альпиниста двух видов)

  • 5 Персональных карточек акклиматизации и по 2 деревянных маркера на каждую

  • 95 Игровых карт: 5 комплектов по 18 карт пяти цветов и одной карте "Спасение"

  • 20 Жетонов риска: 4 со значением "0", 11 со значением "-1", 5 со значением "-2"

  • 12 Карточек погоды: 6 "летних" и 6 "зимних". Маркер погоды

  • Два буклета с правилами на русском и украинском языках


    • Настольная ига K2. Компоненты игры

      Подготовка и восхождение


      Игра начинается с выбора одного из 4-вариантов сложности, в соответствии с которой выбирается сторона игрового поля и карточки прогноза погоды. Последние тасуются и выкладываются таким образом, чтобы все участники могли видеть, какая погода их ожидает в ближайшие 6 дней и в соответствии с этим планировать свои действия. Кроме этого в закрытую замешиваются жетоны рисков и 3 из них открываются. Как только игрок берет один из жетонов, тут же на его место открывается новый, чтобы игроки всегда могли оценивать текущие риски и действовать в соответствии. После чего каждый игрок получает фишки 2-х палаток и 4-х альпинистов, 2 из которых будут двигаться по маршруту и пока устанавливаются в базовый лагерь, а 2 используются для учета победных очков. Далее игроки перетасовывают свою колоду действий и берут 6 верхних карт, а так же устанавливают маркеры акклиматизации на 1-е деление шкал персональной карточки. Вся подготовка к восхождению занимает не больше 5-и минут. Цель игры состоит в том, чтобы побывать своими альпинистами на как можно большей высоте и не погибнуть. Альпинисты могут спускаться, но при этом максимальная покоренная ими высота остается неизменной.


      Настольная ига K2. Карты действий (слева движения, справа акклиматизации)

      Игра разбита на раунды во время которых игроки выбирают по 3 карты из 6-и доступных и по желанию выполняют их действия. Так как выбор происходит одновременно и игроки заранее планируют отыгрываемые в порядке очередности действия, то в игре практически отсутствует так называемый "даунтайм". Карты позволяют выполнять 2 типа действий: увеличивать акклиматизацию (5 карт) и перемещаться (13 карт). Причем движение бывает 2-х типов: обычное и веревка, имеющая различное значение при движении вверх или вниз. Это тоже важно учитывать, так как во-первых количество карт движения ограничено и во-вторых значения движения вверх учитываются при получении жетонов риска, что влечет за собой иногда очень критичные штрафы. Таким образом, единственное, что делают игроки, это двигают своих альпинистов и изменяют уровень их акклиматизации. И если последний падает до нуля, то "мипл погибает". Области горы у подножия добавляют акклиматизацию так же как и карты, в середине есть небольшая нейтральная область, а ближе к вершине вы наоборот ее теряете - чем выше, тем стремительнее. Еще одним способом увеличения местных очков жизни является установка палатки, в которой участники вашей экспедиции могут перевести дух и отдохнуть. Будьте уверенны, без установки палатки в ключевых локациях ваша затея с покорением Чогори обречена на провал. Таким образом в течение 18 ходов игроки продвигаются к вершине и иногда спускаются вниз чтобы их деревянные болванчики не замерзли на склонах великой горы.


      Настольная игра K2. Летние и зимние компоненты игры

      Каждому своя дорога


      Что качается масштабируемости, то тут игра показывает себя с самой лучшей стороны. Она абсолютно одинаково хорошо подходит для любого заявленного количества участников. Естественно, при этом расстановка акцентов слегка смещается. Чем больше людей играет, тем сложнее просчитывать действия остальных, но интересность от этого ничуть не страдает. К тому же у игры присутствует полноценный одиночный режим, происходящий не из каких-либо хитромудрых "костылей", а вполне гармонично вписывающийся в игровую концепцию. На сегодняшний день это единственная игра, в которую мне было интересно играть в одиночку.


      Настольная игра K2. Иллюстрация обложки коробки с игрой

      Кроме этого в игре присутствует несколько вариантов сложности. Во-первых это чисто номинальная карта "Спасение", которую можно было и не помещать в набор, а ограничится соответствующей оговоркой в правилах. Она заявлена авторами для семейного варианта игры и позволяет игроку один раз, получив штраф, спасти своего альпиниста от гибели. Возможно при игре с детьми это правило и пригодится, но мы его не использовали. Кроме этого игра предусматривает несколько вариантов сложности. Причем отличаются они не значением 1-2 параметров, как это любят делать во многих играх. Это действительно разные варианты восхождений! Во-первых, двустороннее поле изображает совершенно разные маршруты: более простой - летний, и сложный - зимний. Несмотря на то, что с первого взгляда они могут показаться одинаковыми, на самом деле различия очень ощутимы, особенно на 8к. Во-вторых, два набора карточек прогнозов погоды: так же более простой - летний, и сложный - зимний. Здесь разница сразу же бросается в глаза. 9 погожих деньков летом против всего 4-х зимой. К тому же в холодный период добавляются штрафы к скорости восхождения, увеличивающие сложность подъема на определенном участке. Таким образом, комбинируя эти 2 переменные, мы получаем 4 варианта! И если с полностью зимним и летним восхождениями все понятно, то строго ранжировать варианты "гора летом - зимняя погода" и "гора зимой - летняя погода" я не берусь. Но второй вариант мне показался немного сложнее. Естественно, еще стоит учитывать сами маршруты и случайные распределения карт/рисков/погоды. Так что в результате мы получаем огромную реиграбельность.


      Впечатления


      Первое, что привлекает в игре - это ее тематика. Не так то много настольных игр про скалолазание. BGG мне выдал 56 наименований, лишь менее десятка из которых можно рассматривать всерьез. Так что ниша явно пустовала. По сути же K2 можно классифицировать как типичные гонки на выживание. Основные механики, использованные в игре, это беспроигрышный одновременный выбор действий всеми игроками, движение point-2-point, манипуляции с картами в руке, и совсем немного кризисного менеджмента. Игра скорее тематическая, но механика с тематикой в ней уживаются идеально. Единственное разногласие, которое бросается в глаза состоит в том, что альпинисты могут закончить игру хоть на вершине горы и при этом принести победные очки. А что с ними будет дальше никого не волнует. Вертолеты-то на такую высоту пока не летают.


      Тот самый фактор случайности, который очень любят многие критиковать, в игре естественно присутствует. Причем сразу в двух вариантах. Во-первых, это случайным образом перемешанные карточки погоды и жетоны риска. Однако эти факторы влияют в одинаковой мере на всех игроков, поэтому являются лишь способом разнообразить игру и заведомо не увеличивают шансы на победу какого-либо игрока. И во-вторых, это карты действий из индивидуальных колод. Вот тут случай может слегка подправить ситуацию в чью-то пользу, но и это не критично, т.к., все карты из колоды все равно будут отыграны, причем несколько раз за партию. Поэтому запоминая какие карты уже вышли, вы можете легко прогнозировать доступные вам далее действия.


      Первым и самым важным аспектом любой современной настольной игры европейского типа я считаю, и никто меня не переубедит, рациональное соотношение простоты действий с их глубиной. При этом чем больше первый показатель стремится к нулю, а второй к бесконечности, тем лучше игра. Естественно не в ущерб самому игровому процессу. В качестве примера, так сказать идеала, на который стоит равняться, можно назвать такие игры как го или шахматы. Однако тематические европейские игры требуют наличия еще одной важно переменной - фактора случайности, позволяющей новичку если не обыграть, то хотя не проиграться всухую, при игре с мастером. Согласитесь сделать такое в игре на полную детерминацию, типа вышеозначенных абстрактов, теоретически невозможно. А вот K2 мастерски балансирует эти 3 переменные, выдавая почти идеальное решение. При элементарных, казалось бы, правилах, когда единственное что нужно сделать, это выбрать 3 карты, игра требует учитывать ряд параметров: положение других игроков, сложность движения и акклиматизацию, свои палатки на маршруте, прогноз погоды на 6 дней, жетоны риса, отыгранные и оставшиеся в колоде карты. При этом случай так же играет свою, не очень критическую по отношению к общему результату, роль.


      Тематичность:100 из 100
      Удача/стратегия:30/70
      Реиграбельность:80 из 100
      Оформление:95 из 100
      Сложность/глубина:25/60
      Итого:95 из 100

      На мой взгляд, настольная игра "K2" является как раз тем, что на сегодняшний день необходимо рынку: яркая, динамичная, не глупая, лаконичная, с отличным сочетанием стратегии и удачи. Не затянутая (партия длится около часа) с минимальным временем подготовки. Одинаково прекрасно подходящее под любое заявленное число игроков. В ней есть место и веселью и напряженному переживанию. Давно я не видел как у участников трясутся руки при выкладывании карт. А ближе к вершине, особенно при групповом восхождении, зачастую именно так и происходит. И самое главное, она не занимает много места на полке. К тому же это первая игра получившая лестные отзывы от всех, с кем мне довелось в нее поиграть!


      И напоследок несколько фотографий игровых партий которые, как видно из фотографий, проходили везде где только возможно: на столе, на кровати, и даже на полу. :)


      Настольная игра K2 (К2). Пример игровой партии

      Настольная игра K2 (К2). Пример игровой партии

      Настольная игра K2 (К2). Пример игровой партии
Tags: boardgames, igames, К2, Настольные игры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments