?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Настольная стратегическая игра "Каркассон: Охотники и Собиратели"
thesnowbody

  • Название: Каркассон: охотники и собиратели (Carcassonne: Hunters and Gatherers)

  • Автор: Клаус-Юрген Реде

  • Издатель: Hans im Gluck. Локализация: ООО "Смарт". Игра выходит в серии "Лучшие настольные игры Мира"


Итак, Каркассониада продолжается. Если оригинальный "Каркассон", вышедший в 2000 году можно считать просто хорошей несложной игрой, то удивившие мир 2 года спустя "охотники и собиратели" можно смело назвать большим шагом в мир расширений, дополнений и прочих ответвлений, превратившим замок на юге Франции в торговую марку и одного из китов мира настольных игр наравне с "Колонизаторами" и "Билетом на поезд". На BGG я насчитал около 30 штук, и поток этот не останавливается по сей день. Изначально я планировал написать обзор об "Охотниках и Собирателях" как о самостоятельной игре, но этого не получилось. Какую бы мысль я не пытался изложить, без ссылки на оригинал не обходилось, так что в результате получился некий обзор-сравнение. Но при этом постарался сделать так, что бы все было понятно и без предварительного ознакомления с оригинальным Каркассоном.


Пару слов об антураже: тематически игра возвращает нас в доисторические времена, когда наши, вернее французские, предки добывали себе пропитание охотой, рыбалкой и собирательством, чем нам и предлагают заняться размещая своих соплеменников на низинах, реках и лесах соответственно.




Что в коробочке лежало



  1. Самое главное: 79 квадратных тайлов (включая стартовый) с озерами, реками, лесами и низинами. Размером 45х45мм. Тут они почему-то называются квадратами, но от нас то правды не скроешь! Стартовый квадр..., простите, тайл имеет особую рубаху. Кроме самих био-систем, которые нам и предстоит собирать на тайлах имеются еще изображения животных, рыб, оленей, мамонтов и тигров, а так же некоторых специальных элементов, которые тоже влияют на игровой процесс. Тайлы замечательно, ярко и очень красочно иллюстрированы, сделаны из плотного не гнущегося картона. В общем, мне очень понравились.

  2. 5 наборов по 6 соплеменников, то бишь миплов, и 2 хижины в каждом. Таким образом, с базовым набором в игре могут участвовать до 5-и игроков. Хотя в правилах и говорится так, но в моем наборе было по 8 миплов каждого цвета, т.е. 40шт. Может ошиблись, но скорее всего, положили про запас. Очень, надо отметить, приятно. Как и принято в играх серии все пластиковые элементы среднего качества и имеют острые остатки от формовки, которые желательно обработать перед игрой.

  3. 10 маркеров-шайб зеленого цвета для упрощения подсчета победных очков за оленей и тигров на финальном этапе. В целом можно обойтись и без них, но иногда помогает.

  4. Цветные правила на 7-и страницах (качество бумаги конечно не очень, но полиграфия приятная), дорожка подсчета победных очков (приблизительно 200х150мм) и пять двусторонних специальных карочек подсчета номиналом 50 и 100 очков. Последние появились в результате работы над ошибками оригинала. Когда игрок проходил всю дорожку и начинал круг заново, при этом догоняя безнадежно отставших, иногда начиналась путаница. А так если игрок прошел круг ему сразу выдается карточка на 50 очей, два круга - на 100 очей, три - 150 (но бывает это крайне редко и только при игре вдвоем). Впрочем, мы вполне обходились и без этой приятной мелочи.


В целом никаких серьезных нареканий к качеству элементов нет. Все выполнено на должном уровне: ярко, красиво, цельно и соответствует тематике. Тайлы очень плотные и не налазят друг на друга при выкладывании. А пластиковые фишки приятно покручивать пальцами в глубоких раздумьях чтобы застолбить дальше. Естественно ни о каком органайзере в коробке речи и быть не может, ценовая категория не велит.



  • Качество и дизайн: приятные

  • Размер коробки с игрой: 320х200х60мм.

  • Полезный объем коробки: 20%

  • Наличие органайзера: нет.



Игровой процесс


Перед игрой все тайлы замешиваются и выкладываются в несколько стопок рубахами вверх. Бонусные квадраты также замешиваются и кладутся отдельной стопкой так же рубахой вверх. В центр стола выкладывается стартовый тайл, каждому игроку выдается 5 миплов и 2 хижины. По одному из выданных миплов ставится на треккер победных очков. Все готово к добычи пищи - вперед!


Сама игра проста и не затейлива. Игрок берет новый тайл, выслушивает "советы" коллег, кладет его в подходящее место. Затем, при желании, столбит систему в которую он входит при помощи фишки соплеменника или хижины. Миплы помещаются в леса, реки или на низины а хижины на реки или озера. Важно чтобы в системе не было чужой фишки такого же типа. Впрочем, если в процессе игры две и более систем объединяются в одну, то во вновь образованной может быть более одной фишки. Это и есть основная стратегическая хитрость игры. Если река или лес завершены, то фишки возвращаются владельцу и могут быть снова использованы. А вот хижины используются для занятия всей водной системы (озер и рек) и будучи установленными на них остаются там до самого конца игры. Кроме этого в игре появились бонусные тайлы, получаемые если в завершенном лесу есть самородок. Эти тайлы могут добавлять 2 очка за лес, изгоняет тигров с низин, добавляет бизонов на низины и некое подобие стоуненджа, позволяющее в одиночку получить бонус с низины (откровенный чит!). Вот собственно и все. Как только стопки с тайлами иссякают игра заканчивается и начинается подсчет очков.


В игру вполне интересно играть любым числом игроков. Но оптимальна она все-таки на троих. Для дуэлей есть множество более интересных развлечений. По поводу большего количества - нет, не то чтобы играть на 4-5 человек было не интересно - просто тайлов, включая бонусные, в наборе всего 90шт. и игра заканчивается практически не начавшись. Поэтому для большой компании я бы порекомендовал разбиться на команды, что к тому же добавит процессу обсуждения и высказыванию советов - куда бы положить вытянутый тайл - еще одну изюминку.



  • Механики: тайлоукладка, контроль территорий

  • Сочетание стратегии (тактики) / случайности: 50/50.


Впечатления от игры


Правила игры более детализированы по сравнению с оригиналом. Кроме иллюстраций, наглядных примеров, доходчивого и подробного описания игровых моментов в них дается описание неявных игровых ситуаций, о которых после прочтения правил оригинального "Каркассона" надо было догадываться самому. Все достаточно просто и после однократного прочтения не остается ни одного неразрешенного вопроса. В общем, структура правил замечательна.


Теперь о впечатлениях. Лично мне игра понравилась больше чем простой Каркассон. Не смотря на усложнение игрового процесса тайминги не увеличились - игра по прежнему веселая и динамичная. С большой долей везения. Неоднократно весь мой глобальный стратегический план накрылся только потому, что за всю вторую половину игры мне не выпал нужный тайл. Введение глобальной речной системы вносит в игру множество интересных ситуаций. Так же механизм получения очков за животных в низинах тоже интересен, вот только уследить за каждым тигром и оленем на ярких тайлах практически не реально. Даже на этапе подсчета в конце игры этот момент может вызвать затруднение. Какая же игра лучше: "Каркассон" или "Каркассон: охотники и собиратели"? Однозначного ответа на этот вопрос я, пожалуй дать не смогу. На великом и ужасном BGG игра отстает от оригинала где-то на 100 позиций. В целом я с этим соглашусь, но это совсем не значит что она хуже. Просто в Карсассон, где надо следить за меньшим количеством факторов, играть что-ли приятнее. Мне лично некоторые нововведения очень понравились, но при этом в игре что ли меньше домашней теплоты, какой-то неуловимой атмосферы спокойствия, а именно это я оценил бы в игре больше всего. Все таки под Каркассон отлично расслабится, а высматривание тигров и оленей отнюдь не добавляет шарма этому процессу. И если мне нужно будет позаморачиваться - я возьму что-нибудь другое... :)


Помню как-то давно я спросил в одном из магазинов: чем же отличаются "Каркассон" и "Каркассон: охотники и собиратели"? Ну первая игра более агрессивная, это для мальчиков, а вторая более спокойная и подойдет для девочек - ответил мне продавец. Чушь, скажу я вам. В основе обоих игр лежит абсолютно одинаковая механика. Просто во втором случае нам предлагают немного больше опций и игровых ситуаций, что делает игру разнообразнее, но при этом требует от игроков немного больше внимания. Обе они подходят для веселой компании любого возраста. Вот только на нижний возрастной предел в случае "Охотников и собирателей" я бы рекомендовал накинуть пару лет.


Особенности игры



  • Интересное переосмысление оригинального тайлоукладчика Каркассон с некоторыми новыми механиками.

  • Для игры необходимо достаточно большое и идеально плоская поверхность.

  • Игра подойдет практически для любой компании. Практически не требует времени для обучения, проста и динамична.

  • Количество игровых элементов по сравнению с оригиналом увеличилось. К тайлам добавились бонусные, к фишкам - хижины.



Количество игроков:2-5 (3 оптимально)
Длительность игры/подготовки:30-60мин./5мин.
Интересность:75 из 100
Реиграбельность:90 из 100
Исполнение:приятное
Мудреность правил:легко
Общая оценка:75 из 100


Вывод: хорошая несложная быстрая и веселая стратегия с большой долей везения. Если вы считаете Каркассон очень простым, но сам игровой процесс пришелся по душе, то настоятельно рекомендую попробовать "Охотники и Собиратели".



Где купить игру?



  • Магазин настольных игр Мосигра (Россия).

  • Магазин настольных игр DesktopGames (Украина).


Ссылки по теме:



  • ООО "Смарт" - страничка игры на официальном сайте локализатора. [RU]

  • Hans im Gluck - страничка игры на официальном сайте разработчика. [EN]

  • Board Game Geek - страничка игры на BGG. [EN]


с ув. sNOwBODY.org.ua



  • 1
вот этот мне показался поинтереснее. поиграл бы.

Да, он интереснее в плене стратегий и игровых ситуаций. Как отдельно взятый продукт мне понравился больше. И нет непонятных монастырей из оригинала. Но я считаю, что Каркассон должен быть простым, ненавязчивым, расслаблять и объединять компании с разными интересами и возрастами. Именно за это он мне и ценен. И нечего его усложнять! Так что себе лично в коллекцию, если возникнет такое желание когда подрастет ребенок (считаю, что игра еще неплохо развивает координацию и ориентирование на карте, пусть и детской), я возьму именно базовый. А если захочу чего нибудь посложнее, то уж лучше поищу другую игру.
Фух. Надеюсь у меня получилось донести мысль. :)

Я еще не играл, но уже решил буду брать. И видимо в этот раз обойдется без всяких пнп, хотя я видел и к ОиС дополнения.

  • 1