thesnowbody (thesnowbody) wrote,
thesnowbody
thesnowbody

Categories:

Настольная стратегическая игра "Каркассон: Охотники и Собиратели"


  • Название: Каркассон: охотники и собиратели (Carcassonne: Hunters and Gatherers)

  • Автор: Клаус-Юрген Реде

  • Издатель: Hans im Gluck. Локализация: ООО "Смарт". Игра выходит в серии "Лучшие настольные игры Мира"


Итак, Каркассониада продолжается. Если оригинальный "Каркассон", вышедший в 2000 году можно считать просто хорошей несложной игрой, то удивившие мир 2 года спустя "охотники и собиратели" можно смело назвать большим шагом в мир расширений, дополнений и прочих ответвлений, превратившим замок на юге Франции в торговую марку и одного из китов мира настольных игр наравне с "Колонизаторами" и "Билетом на поезд". На BGG я насчитал около 30 штук, и поток этот не останавливается по сей день. Изначально я планировал написать обзор об "Охотниках и Собирателях" как о самостоятельной игре, но этого не получилось. Какую бы мысль я не пытался изложить, без ссылки на оригинал не обходилось, так что в результате получился некий обзор-сравнение. Но при этом постарался сделать так, что бы все было понятно и без предварительного ознакомления с оригинальным Каркассоном.


Пару слов об антураже: тематически игра возвращает нас в доисторические времена, когда наши, вернее французские, предки добывали себе пропитание охотой, рыбалкой и собирательством, чем нам и предлагают заняться размещая своих соплеменников на низинах, реках и лесах соответственно.




Что в коробочке лежало



  1. Самое главное: 79 квадратных тайлов (включая стартовый) с озерами, реками, лесами и низинами. Размером 45х45мм. Тут они почему-то называются квадратами, но от нас то правды не скроешь! Стартовый квадр..., простите, тайл имеет особую рубаху. Кроме самих био-систем, которые нам и предстоит собирать на тайлах имеются еще изображения животных, рыб, оленей, мамонтов и тигров, а так же некоторых специальных элементов, которые тоже влияют на игровой процесс. Тайлы замечательно, ярко и очень красочно иллюстрированы, сделаны из плотного не гнущегося картона. В общем, мне очень понравились.

  2. 5 наборов по 6 соплеменников, то бишь миплов, и 2 хижины в каждом. Таким образом, с базовым набором в игре могут участвовать до 5-и игроков. Хотя в правилах и говорится так, но в моем наборе было по 8 миплов каждого цвета, т.е. 40шт. Может ошиблись, но скорее всего, положили про запас. Очень, надо отметить, приятно. Как и принято в играх серии все пластиковые элементы среднего качества и имеют острые остатки от формовки, которые желательно обработать перед игрой.

  3. 10 маркеров-шайб зеленого цвета для упрощения подсчета победных очков за оленей и тигров на финальном этапе. В целом можно обойтись и без них, но иногда помогает.

  4. Цветные правила на 7-и страницах (качество бумаги конечно не очень, но полиграфия приятная), дорожка подсчета победных очков (приблизительно 200х150мм) и пять двусторонних специальных карочек подсчета номиналом 50 и 100 очков. Последние появились в результате работы над ошибками оригинала. Когда игрок проходил всю дорожку и начинал круг заново, при этом догоняя безнадежно отставших, иногда начиналась путаница. А так если игрок прошел круг ему сразу выдается карточка на 50 очей, два круга - на 100 очей, три - 150 (но бывает это крайне редко и только при игре вдвоем). Впрочем, мы вполне обходились и без этой приятной мелочи.


В целом никаких серьезных нареканий к качеству элементов нет. Все выполнено на должном уровне: ярко, красиво, цельно и соответствует тематике. Тайлы очень плотные и не налазят друг на друга при выкладывании. А пластиковые фишки приятно покручивать пальцами в глубоких раздумьях чтобы застолбить дальше. Естественно ни о каком органайзере в коробке речи и быть не может, ценовая категория не велит.



  • Качество и дизайн: приятные

  • Размер коробки с игрой: 320х200х60мм.

  • Полезный объем коробки: 20%

  • Наличие органайзера: нет.



Игровой процесс


Перед игрой все тайлы замешиваются и выкладываются в несколько стопок рубахами вверх. Бонусные квадраты также замешиваются и кладутся отдельной стопкой так же рубахой вверх. В центр стола выкладывается стартовый тайл, каждому игроку выдается 5 миплов и 2 хижины. По одному из выданных миплов ставится на треккер победных очков. Все готово к добычи пищи - вперед!


Сама игра проста и не затейлива. Игрок берет новый тайл, выслушивает "советы" коллег, кладет его в подходящее место. Затем, при желании, столбит систему в которую он входит при помощи фишки соплеменника или хижины. Миплы помещаются в леса, реки или на низины а хижины на реки или озера. Важно чтобы в системе не было чужой фишки такого же типа. Впрочем, если в процессе игры две и более систем объединяются в одну, то во вновь образованной может быть более одной фишки. Это и есть основная стратегическая хитрость игры. Если река или лес завершены, то фишки возвращаются владельцу и могут быть снова использованы. А вот хижины используются для занятия всей водной системы (озер и рек) и будучи установленными на них остаются там до самого конца игры. Кроме этого в игре появились бонусные тайлы, получаемые если в завершенном лесу есть самородок. Эти тайлы могут добавлять 2 очка за лес, изгоняет тигров с низин, добавляет бизонов на низины и некое подобие стоуненджа, позволяющее в одиночку получить бонус с низины (откровенный чит!). Вот собственно и все. Как только стопки с тайлами иссякают игра заканчивается и начинается подсчет очков.


В игру вполне интересно играть любым числом игроков. Но оптимальна она все-таки на троих. Для дуэлей есть множество более интересных развлечений. По поводу большего количества - нет, не то чтобы играть на 4-5 человек было не интересно - просто тайлов, включая бонусные, в наборе всего 90шт. и игра заканчивается практически не начавшись. Поэтому для большой компании я бы порекомендовал разбиться на команды, что к тому же добавит процессу обсуждения и высказыванию советов - куда бы положить вытянутый тайл - еще одну изюминку.



  • Механики: тайлоукладка, контроль территорий

  • Сочетание стратегии (тактики) / случайности: 50/50.


Впечатления от игры


Правила игры более детализированы по сравнению с оригиналом. Кроме иллюстраций, наглядных примеров, доходчивого и подробного описания игровых моментов в них дается описание неявных игровых ситуаций, о которых после прочтения правил оригинального "Каркассона" надо было догадываться самому. Все достаточно просто и после однократного прочтения не остается ни одного неразрешенного вопроса. В общем, структура правил замечательна.


Теперь о впечатлениях. Лично мне игра понравилась больше чем простой Каркассон. Не смотря на усложнение игрового процесса тайминги не увеличились - игра по прежнему веселая и динамичная. С большой долей везения. Неоднократно весь мой глобальный стратегический план накрылся только потому, что за всю вторую половину игры мне не выпал нужный тайл. Введение глобальной речной системы вносит в игру множество интересных ситуаций. Так же механизм получения очков за животных в низинах тоже интересен, вот только уследить за каждым тигром и оленем на ярких тайлах практически не реально. Даже на этапе подсчета в конце игры этот момент может вызвать затруднение. Какая же игра лучше: "Каркассон" или "Каркассон: охотники и собиратели"? Однозначного ответа на этот вопрос я, пожалуй дать не смогу. На великом и ужасном BGG игра отстает от оригинала где-то на 100 позиций. В целом я с этим соглашусь, но это совсем не значит что она хуже. Просто в Карсассон, где надо следить за меньшим количеством факторов, играть что-ли приятнее. Мне лично некоторые нововведения очень понравились, но при этом в игре что ли меньше домашней теплоты, какой-то неуловимой атмосферы спокойствия, а именно это я оценил бы в игре больше всего. Все таки под Каркассон отлично расслабится, а высматривание тигров и оленей отнюдь не добавляет шарма этому процессу. И если мне нужно будет позаморачиваться - я возьму что-нибудь другое... :)


Помню как-то давно я спросил в одном из магазинов: чем же отличаются "Каркассон" и "Каркассон: охотники и собиратели"? Ну первая игра более агрессивная, это для мальчиков, а вторая более спокойная и подойдет для девочек - ответил мне продавец. Чушь, скажу я вам. В основе обоих игр лежит абсолютно одинаковая механика. Просто во втором случае нам предлагают немного больше опций и игровых ситуаций, что делает игру разнообразнее, но при этом требует от игроков немного больше внимания. Обе они подходят для веселой компании любого возраста. Вот только на нижний возрастной предел в случае "Охотников и собирателей" я бы рекомендовал накинуть пару лет.


Особенности игры



  • Интересное переосмысление оригинального тайлоукладчика Каркассон с некоторыми новыми механиками.

  • Для игры необходимо достаточно большое и идеально плоская поверхность.

  • Игра подойдет практически для любой компании. Практически не требует времени для обучения, проста и динамична.

  • Количество игровых элементов по сравнению с оригиналом увеличилось. К тайлам добавились бонусные, к фишкам - хижины.



Количество игроков:2-5 (3 оптимально)
Длительность игры/подготовки:30-60мин./5мин.
Интересность:75 из 100
Реиграбельность:90 из 100
Исполнение:приятное
Мудреность правил:легко
Общая оценка:75 из 100


Вывод: хорошая несложная быстрая и веселая стратегия с большой долей везения. Если вы считаете Каркассон очень простым, но сам игровой процесс пришелся по душе, то настоятельно рекомендую попробовать "Охотники и Собиратели".



Где купить игру?



  • Магазин настольных игр Мосигра (Россия).

  • Магазин настольных игр DesktopGames (Украина).


Ссылки по теме:



  • ООО "Смарт" - страничка игры на официальном сайте локализатора. [RU]

  • Hans im Gluck - страничка игры на официальном сайте разработчика. [EN]

  • Board Game Geek - страничка игры на BGG. [EN]


с ув. sNOwBODY.org.ua

Tags: Каркассон, Настольные игры, Тайлоукладка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments